воскресенье, 28 декабря 2008 г.

Джером Дэйвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи

На самом деле я долго не хотел писать отзыв об этой книге, даже после ее прочтения. Все потому что она весьма неоднозначна, а говорить о неосознанном или непонятом до конца не хотелось. Но все-таки попробую, рассказать о ней так, как понял сам. Буду рад другим версиям. Итак, "Над пропастью во ржи".

Роман повествует о жизни молодого человека, некого Холдена Колфилда. Вернее о конкретном куске его жизни, занимающего дня этак 3. Все предыдущее и последующее по сути не имеет никакого отношения к основной идее произведения. Итак, Холдена очередной раз выгоняют из школы и он решает пожить 3 дня один, до возращения домой на рождественские праздники. Далее он собирается уехать на ранчо, заработать денег, построить свое жилище, да как-нибудь жить... но его, можно сказать, отговаривает сестра. Вот в кратце весь сюжет.

Теперь о смысловой нагрузке этого произведения. Честное слово, с самого начала прочтения произведения мне было интересно, почему оно носит название "Над пропастью во ржи"? В дальнейшем это и стало целью прочтения... Даже упоминание стиха Роберта Бернса, где фигурировало "во ржи", ни о чем не сказало (я нашел стихотворение, но оно абсолютно отстраненное от темы). Ответ на этот вопрос можно получить лишь прочитав книжку до конца. 

"Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи... Я стою на самом краю над пропастью, понимаешь? И мое дело ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть."

Все дело в том, что на краю пропасти стоял сам Холден. Этот пока еще наивный паренек, ничего не понимающий в жизни, но тем не менее распознающий фальш и уже сложивший свое мнение о некоторых вещах. Парень не признает копромисов и решает, что лучше всего ему будет одному. Как я понимаю, это юношеский максимализм: когда Земля должна вертеться для тебя, а если она крутится в другую сторону- то вам с ней не по пути. И этот максимализм чуть было не явился причиной событий, которые навсегда разделили бы пропастью Холдена и весь мир. Но ведь здесь еще один момент - в рассуждениях Колфилда напрочь отсувствует какое-либо стремление к чему-то. Иначе говоря, Холдену не за чем жить, у него нет цели, нет прогнозов кроме тех, что как-то оно да сложится. Это бы привело к другой пропасти - вероятнее всего это было бы самоубийство.

Как говорит о этом учитель Холдена:"Мне кажется, что ты несешься к какой-то страшной пропасти."

Но Холдена легко оправдать, и может быть даже понять... Понимать, где правда, а где ложь кусками - значит ошибаться. Но тем не менее Холден везде видит ложь, и верит, что он прав - весь роман просто переполнен ненавистью к поведению людей, к нормам этикета и приличия. По его мнениею - везде все то, что несвойственно нормальному человеку, а за эталон нормального, конечно, принимается он сам. Не даром ему ничего не нравится: он смог вспомнить только 2 случая, когда ему что-то нравится, причем довольно-таки противоречивых его мировозрению.

Чаще всего в таком возрасте выбор делают за людей - это и правильно, и нет. Правильно потому, что жизненный опыт родителей - это то, с чем стоит считаться. Но и он дает сбои. Люди разные. Выбор был сделан парнем самостоятельно, и чуть было не привел к катастрофе. Хотя не знаю: мне тяжело судить о том, чего я не пережил. Мне выбирать не пришлось и, наверное, это к лучшему. Но я читал, что произведение считают причиной массовых самоубийств подростков в 60х. Очевидно, что благодаря роману они посмотрели на свою жизнь со стороны и увидели, что есть и другие пути. Пути, которые не предсказуемы и имеют совсем другие приоритеты, совсем другой смысл, и многие просто не вынесли дороги - в конце их ждала пропасть. Та самая неожиданная пропасть во ржи - бесцельное существование среди дыщащего полной грудью мира.

P.S. Думается этот роман способен многое решить для людей эдак 16-17 лет, может быть даже определить их  дальнейшую жизнь. Мне он немного не ко времени. Но было интересно посмотреть на все чьими-то другими глазами. В конце концов, против жизненного уклада не попрешь, пойти на попятную прийдется именно тебе, но заглянуть хотя бы под обложку всегда интересно.
P.P.S. Запомнились утки:)

Комментариев нет: