пятница, 17 апреля 2009 г.

Чак Паланик "Колыбельная"

"И я считаю - раз... я считаю - два... я считаю - три... "
"Люди - это просто домашние крокодильчики, которых Бог спустил в унитаз."

Итак, Чак Паланик "Колыбельная". Читал я эту книгу достаточно долго - она была тяжелее и необычнее всего того, с чем мне пришлось сталкиваться ранее. Кроме того, такую книгу читать нужно непрерывно от первой до последней главы - после перерыва тяжело вернуться в адекватному восприятию происходящего в книге безумного действа.

Купил книгу из-за аннотации на обложке. Усмотрел кинговский сюжет и  в уме приправил его паланиковской грязью, известной по "Уцелевший". Решил, что будет интересно... и не ошибся.

В книге соблюден паланиковский стиль на все 100% - перемешивание двух настоящих событий. Неискушенному читателю  скорее всего будет тяжело понять, какое предложение или реплика относиться к происходящему. Благо, я был к этому готово благодаря "Уцелевшему" все того же Паланика. Там меня такая контрастная лавина мыслей и действий ввергала в уныние, поскольку мозг просто уставал связывать 2 потока событий, относить мысли и действия к ним, классифицировать их, обобщать в сюжете, искать логику. Для меня это было тяжеловато, даже наверное, сводило с ума. Но теперь без этого все как-то слишком просто. Все слишком очевидное начинает пахнуть Донцовой...

Кроме того, в книге много паланиковской грязи, насилия и разврата. Это стиль автора и, может быть, какая-то дань мейнстриму в литературе, где все пишут исключительно о "правдивой" повседневной жизни без лишних прекрас. Но без этого тоже было бы плохо - произведение превратилось бы в захудалую пародию на Кинга. Особенно отвратительны последние смысловые части книги. Из-за фантазии и полного погружения в книгу мне было откровенно противно читать сцену в больнице. Казалось, что на губах чувствуется соленоватый вкус крови (привет моей второй сигнальной системе), но остановится было тяжело. И была книга дочитана.

Отдельно хотелось бы выделить в книге нечто под названием "Большой Брат". Собирательное название госудаства, строя, системе, порядка, общества - как хотите. Всего, что окружает человека и с ним постоянно взаимодействует. "Большой брат следит, чтобы ты не отвлекался на что-то серьезное." Эта мысль как-то особенно захватывает и заставляет провести немедленый анализ окружающего потока информации. Не то, чтобы шок - но удивление от того, что так все и есть. Обилие развлекательных программ и поверхностных дешевых сериалов по телевидению, - видео информация воспринимается легче, а формат программ не напрягает мозг. Магазины и ларьки завалены дешевыми "мягкими" карманными романами. Мир уже не обсуждаем талантливых писателей, а литературные шедевры уходят в андеграунд. 

Правда, в таких вопросах я - дилетант и отдаю себе отчет в том, что по этой книге нельзя судить о механизмах управления общественным сознанием и выращивания информационно-валидного социума  - есть куда более глубокие книги на эту тему. Но тем не менее эту тему книга затрагивает, да так, что оставить без внимания это просто нельзя. 

Вообщем, развлеките себя реализмом и жестокостью, смешаными с первоклассной паранойей и мистикой. А мозг сам заведется с полуоборота.

Комментариев нет: