Еще одна повесть о Эрасте Петровиче Фандорине, полюбившемуся читателю по "Азазель", "Турецкий гамбит" и "Статский советник".
Эдакий великодержавный триллер (детектив?) с неповторимой атмосферой России последней четверти девятнадцатого века. На сей раз Акунин сводит своего авантюрного детектива ни с кем иным, как с Джеком-потрошителем - серийным убийцей лондонских проституток. Почему Декоратор? Маньяк видит красоту в своеобразных инсталяциях, составленных из человеческих органов. Даже в самом отвратительном на вид человеке он видит внутреннюю красоту в самом буквальном смысле. Более всего подобным образом красивы именно женщины. Настичь Декоратора и спасти московскую администрацию от неминуемых должностных репрессий предстоит колежскому советнику Фандорину.
Первое, что хотелось сказать о книге, это ее атмосферность. Акунин умеет создавать окружении и выстраивать ситуации, которые различимы в мельчайших деталях, но что-то постоянно упускается, чего-то не хватает в этой сцене и интересно, что же... - так проглатывается страница за страницей. Во-вторых, есть сходство с Достоевским (великим русским детективом:)) в типажах и общей направленности действа. Если бы дело приняло немного другой оборот, и убийство старушки начал бы вести Фандорин, это было бы весьма органично. Третий момент, это Артур Конан Дойл и его роль в это произведении. Акунин решил одомашнить лихого Фандорина аки Холмса, наделил его всяческими странностями аки все того же присловутого сыщика с Бейкер-стрит, и дал ему напарника увлеченного и впечатлительного, но делающего выводы слегка неправильные, - излишне писать, на кого это похоже. Кроме того, в книге Конан Дойл упоминаем и регулярно цитируем. И самое важное, что выделило эту книгу для меня: кажется главным в книге является именно убийца, Декоратор, а Фандорин вторичен. Зло торжествует всю книгу, Декоратор в какой-то мере вызывает симпатию, нужно заставлять себя отождествлять его со злом. Кроме того, часто речь идет от лица Декоратора, где четко описаны его мотивы и благодушное настроение. А Фандорин присутствует и действует как-то сугубо номинально. Только в конце книги в час суда все возвращается на круги своя, но не без влияния предыдущих моментов повести. Достаточно интересные впечатления. Хотя у Конана Дойла Холмс тоже бывает как-то в стороне, а потом победоносно является и феерически расставляет все засечки над "и", в то время как мы все произведение наблюдаем за Ватсоном.
P.S. Освоил и критику на "Декоратор": Конан Дойл упоминается вскользь и не так как показалось мне, ведь упор делается на персонажи Достоевского. С Достоевским знаком чуть меньше, чем с Конаном Дойлом, но все же связь Фандорина с Холмсов очевидна. Вывод, Фандорин - русский адаптированный Шерлок Холмс и, по сему любителям "Этюда в багровых тонах", "Собаки Баскервилей" и прочих "Записок о Шерлоке Холмсе" к прочтению рекомендуется.
P.P.S. Как всегда, автор оставил слишком призрачную возможность собственного расследования по ходу книги, не оставив шанса докопаться до истины. Или мыслю я слишком заурядно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий